АНОНС
Студенты московских вузов смогут выступить на Graduate-2015 и нап
ЛУЧШАЯ СТАТЬЯ
«Пятитысячники»: кто эти люди?
Элитный персонал - работа для профессионалов. База вакансий

НОВОСТИ
» XV Всероссийская конференция HR-менеджеров
» Большой форум для топ-менеджеров «Управление персоналом-2015» состоится в конце июня в Москве.
» XIV Всероссийская конференция HR-менеджеров на тему: «HR-стратегии в эпоху перемен: что позволяет компаниям и людям выживать, меняться и процветать»
» MBA25 в Москве: весь мир MBA образования на одном мероприятии
» Московский день профориентации

ВЫСТАВКИ
» XV Всероссийская конференция HR-менеджеров
» 10-я специализированная выставка по HR-менеджменту, тренингу и развитию персонала «Персонал Москва 2014»,
» Выставка HEY! – здоровье, энергия, молодость
» Персонал Москва 2014, 10-я cпециализированная выставка по HR-менеджменту, тренингу и развитию персонала
» ПРОДФОРУМ В РАМКАХ ВЫСТАВКИ ПРОДЭКСПО-2014
» Персонал Москва 2014, 10-я cпециализированная выставка по HR-менеджменту, тренингу и развитию персонала

 

В каких компаниях надо работать?



Алексей Быков

  Меняется экономическая картина мира, а вместе с ней деформируются и привычные ценности, обращающиеся на рынке труда.

За последние пару десятилетий мировая экономика и вслед за ней и рынок труда претерпели существенные, можно сказать, архитектонические изменения. Западные страны потихоньку выдавливали за свои границы пережитки индустриального прошлого, перепоручив грязную производственную работу на аутсорсинг азиатам. Сами же сосредоточились на пост­индустриальном развитии – а именно беспрестанной штамповке интеллектуального продукта. Конечно, никуда не делись сервисные отрасли вроде строительства и ритейла, а также индустрия парикмахерских, прачечных и прочих бытовых услуг. Но именно миллионы обитателей окрестностей Силиконовой долины, их соседи из Голливуда, инвестиционщики из лондонского Сити, сотрудники технопарков в Швейцарии и прочие белоручки-интеллектуалы занимаются производством идей и тем самым приносят львиную долю валового продукта своих стран. Важен ли белоручкам бренд работодателя? Скорее, да. Но принимают ли они офферы, основываясь на громком имени работодателя? Нет и нет. Потому что главный критерий их выбора – это качество среды профессионального обитания.

Одновременно меняются карьерные сценарии, социальные лифты и оценка стоимости интеллектуального труда. В начале своей карьеры Альберт Эйнштейн был вынужден устроиться в стабильную, обещавшую порядочный заработок патентную контору – кому нужны идеи. Теперь на талантливых мечтателей вроде Эйнштейна ведется охота со стороны ведущих корпораций и бизнес-ангелов – ты мечтай, придумывай, а мы тебе заплатим, да еще и дадим долю в бизнесе.

Происхождение, образование, упорный труд – все это, конечно, котируется на рынке труда, но перестает быть первоосновой социального и профессионального успеха. Во главу угла ставятся креативность, эмпатия, междисциплинарная эрудиция и другие нетиражируемые с помощью компьютеров и «дешевых» азиатов навыки. С одной стороны, это путь к мечте. С другой стороны, разделение человечества на работников и креаторов – типичная завязка для антиутопического хоррора. Но это другой разговор.

Самое интересное, что Россия, хотя и выпадает из описанного фарватера, ориентирована и воспринимает западную перестройку. В соответствии с западным трендом меняется и структура российского рынка труда (конечно, небыстро и, к сожалению, неравномерно). Теперь и у нас «не компания выбирает человека, а человек компанию». Теперь и у нас ищут менеджеров и специалистов с развитыми эмпатией и склонностью к генерации идей. Жители мегаполисов (вся Россия – отдельный разговор) привыкают делать осознанный выбор работодателя, взвешивая риски и, главное, будучи готовыми рисковать, они часто делают ставку на прозрачность и перспективы, предпочитая их сермяжной надежности. В свою очередь и работодатели, конкурируя за лучших исполнителей и управленцев, стремятся создать благоприятную корпоративную культуру и позитивный hr-бренд, а в конечном итоге – среду обитания для профессиональной элиты.

Мы попытались сделать смелое обобщение, описав портреты выдающихся компаний Запада и России. Они, с нашей точки зрения, должны в первую очередь интересовать соискателей. Главный критерий нашего выбора – это вес и объем тех ресурсов, которые работодатель дает своим сотрудникам. Где-то интеллектуальных ресурсов, где-то карьерных, где-то эмоциональных. Далеко не всегда эти компании попадают в топы рейтингов работодателей мечты. Только отечественные компании такого типа, как нам кажется, смогут конкурировать с западными мейджорами. И именно они смогут создать конкурентоспособный класс профессиональных белоручек, который в конечном счете и приведет к растиражированным властями целям диверсификации и модернизации.

Компании-создатели

Компании, которые создали инновационный продукт или услугу, открыв тем самым новую рыночную нишу. На самом деле это крайне редкое явление, особенно в эпоху экономического постмодерна. Конкурентная среда превратилась в поле битвы маркетологов, старающихся неимоверно извращенными способами придать замусоленным идеям лоск новизны. Попасть в команду компании-создателя – это не только круто, но и полезно с точки зрения опыта и уровня дохода.


Что получает соискатель?

Инновационный драйв

Быстрый карьерный рост

Возможность получить долю в бизнесе

Беспрецедентный опыт


Судьба

Тем не менее век компании-создателя короток (5-10 лет) – технологии копируются конкурентами, идеи теряют былую новизну, а на рынке обязательно появляется более молодой и дерзкий старт­ап. Тогда компания переходит в другой разряд. Например, становится легендой или вовсе теряет свою привлекательность.


Цирковой проект Cirque du Soleil

Поход в цирк перестал быть уделом ностальгирующих бабушек и их внуков. Канадское шоу, созданное специально для серьезных офисных бойцов, не имело аналогов. Оно буквально перезагрузило цирковой жанр и до сих пор успешно собирает огромные по мерками индустрии деньги. Поработать в Cirque du Soleil, а потом с гордостью рассказывать об этой вехе своей карьеры, мечтают многие акробаты, эквилибристы и маркетологи-промоутеры.


Студия Pixar

Джордж Лукас создал самую успешную анимационную студию в истории, овладеть технологиями которой – мечта любого 3D-художника. Пока тысячи диснеевских рисовальщиков без устали тиражировали Микки-Мауса и Гуффи, команда Лукаса – Джобса корпела над технологией компьютерной графики и в результате вышла на рынок с бомбой – компьютерными мультиками. Pixar до сих пор удерживает лидерство в этом сегменте.

Компании-легенды

Есть компании, вокруг которых создается легендарная репутационная аура, воздействию которой поддаются многие соискатели и работодатели. При этом «генератором» ауры может быть долгая история, бизнес-успехи или выстреливший в свое время яркий проект. Компания-легенда создает для работника нематериальный бенефит – опыт работы в «этой» команде и в «этих» условиях.

Что получает соискатель?

Приобщение к отраслевой элите

Освоение лучших (легендарных) практик

Рост профессиональной репутации

Строчку в резюме


Судьба

Наибольшие шансы стать «легендами» имеют компании–лидеры рынка. На поддержание и санацию их информационного поля работают орды пиарщиков. А эйчары придумывают изощренные корпоративные и c&b-программы. Бывшие работники в этом случае становятся агентами влияния, разнося легенды в различных профессиональных кругах.


Google

В свое время взорвал не только интернет, но и рынок труда. Находясь на стадии бурного роста, компания переманивала выдающихся айтишников, предлагая немыслимо либеральные условия труда. В качестве компенсаций за труд предлагались не только зарплаты, но и крошечные доли в бизнесе, которые, впрочем, сделали их обладателей миллионерами. Сегодня Google значительно потяжелел, компания стала настоящей транснациональной махиной, от года к году утрачивая дух залихвацкого стартапа.


PricewaterhouseCoopers

С PwC ситуация парадоксальная: все понимают, что это машина по выжиманию профессиональных и интеллектуальных соков, но в то же время не прочь там поработать. PwC в России – супервариант для студенческой стажировки. А карьерные и корпоративные правила, придуманные в «прайсе», – лучшая среда для развития в качестве «международного менеджера». Во всяком случае, так говорят бывшие и нынешние сотрудники.


Телекомпания НТВ

Самое интересное независимое телевидение 90-х. Все, кто начинал «в том НТВ» (произносить — с придыханием), неплохо устроились в дальнейшем. Кто на федеральных каналах, кто стал медийным бонзой, кто успешно воюет на стороне политических нонконформистов. Слава «энтэвэшников» делает действующую компанию одним из самых привлекательных работодателей в медиасфере.

Компании-личности

Имя и репутация владельца – это главный атрибут и конкурентное преимущество такого типа компании. И в бизнесе, и на рынке труда. Лидер олицетворяет бизнес, вынь его из организационной и идеологической структуры – компания потеряет репутацию. Чаще всего деятельность компаний-личностей связана со сферой услуг, консалтингом и медиаиндустрией.

Что получает соискатель?

Возможность научиться у «гения»

Подкупающую харизму лидера

Причастность к репутации руководителя


Судьба

Компании-личности – такие, как, например, Apple, подвержены риску утраты своей идентичности. Многие считают, что успехи компании крепко увязаны с деятельностью Стива Джобса. Сегодня в связи с тяжелой болезнью Джобса инвесторы с большой опаской относятся к компании.

Virgin

Улыбчивый и слегка сумасшедший Ричард Брэнсон – любимец публики. Его компания, ломая маркетинговые стереотипы, создает новые бизнесы в достаточно тесных нишах и иногда ей даже удается отгрызть кусок рынка у мейджоров. Под громкое имя Брэнсона идут люди и инвесторы, хотя все прекрасно осведомлены, что бизнес-провалов у Virgin было значительно больше, чем реальных успехов.


«Тинькофф кредитные системы»

Пожалуй, самый яркий пример компании-личности в России – это проекты Олега Тинькова. Тиньков, как в свое время Владимир Довгань, не долго думая о нейминге, привязал бренд своего пива к своему личному бренду. Продав пивной бизнес, Олег пытается побороть банковских слонов, проявляя молодецкую медийную активность и декларируя стремление заниматься funky-бизнесом. Ну разве это не очаровательно?


Студия Артемия Лебедева

Артемий Лебедев создал одну из первых студий веб-дизайна в России, которая как-то очень органично получила культовый статус. При этом Артемий с ежедневной регулярностью поддерживает информационный поток, рассказывая о себе и творениях студии в небезызвестном блоге. Как результат, многие тысячи дизайнеров (в основном начинающие) и программистов шлют Артемию резюме, мечтая погреться в лучах славы «легенды русского дизайна». Но лишь немногие проходят отсев — в компании Лебедева не работает и двухсот человек.

Компании-сверхновые

На любом рынке время от времени появляются новые компании. В первое время своей жизни они показывают баснословный рост и находятся, что называется, у всех на слуху. Поймать волну и присоединиться к команде взрывников мечтают многие профессионалы, тем более под лихой старт­ап чаще всего набирают звездный дрим-тим.



Что получает соискатель?

Популярность продукта компании и hr-бренда – как следствие

Деньги выше рынка

Самореализацию в стартапе

Сильную команду


Судьба

Сверхновые, как правило, не сбалансированы с точки зрения бизнеса. Инвестор – не идиот, он уходит из компании, поняв, что вожделенная точка безубыточности предательски ускользает, а прибыль остается только в мечтах.


Wal-Mart

Все «нулевые» отраслевые аналитики предрекали смерть русскому ритейлу после прихода суперзвезды мировой розницы Wal-Mart’а, а соискатели интересовались возможностями присоединиться к этому убийственному стартапу. Российское представительство работало с 2001 года, топ-менеджеры раза три обещали запуститься, но в декабре 2010 представительство закрылось. То ли из-за кризиса, то ли от того, что не хотели бодаться с русской коррупцией. Кстати, годом ранее французский Carrefour совершил такой же финт, закрыв не проработавшие и года гипермаркеты и, конечно, распустив переманенных из Х5 и других сетей менеджеров.

Медиагруппа «Живи»

Самый громкий медийный стартап последних лет от оригинального миллиардера и где-то даже шоумена – Михаила Прохорова, реализуемый основателем «Коммерсанта» Владимиром Яковлевым сотоварищи. Зарплаты существенно выше рынка, гонорары на нью-йоркском уровне, наполеоновские планы и непрозрачные правила отбора соискателей – ничего более обсуждаемого в профессиональной тусовке не было. Издания «Сноб», F5, «Русский пионер», а также интернет-проекты выглядят дорого, но не очевидно с точки зрения бизнеса. По слухам, инвестиционные деньги уже кончились или кончаются.


Проект «Сколково»

Только глухой не слышал про «Сколково». Многие очарованные перспективами частно-государственного партнерства профессионалы задумывались о том, что неплохо было бы туда попасть. Товарищи с активной жизненной позицией уже там — запускаются и пожинают плоды. Осталось только подождать и посмотреть, чем закончится проект «русской Касталии».


02-03-2011 "Элитный персонал" № 2 февраль-март 2011 г.
Читайте свежий выпуск Элитного Персонала!

другие статьи раздела
Корпоративная культура в ритейле
Чему меня научила работа в «Азбуке Вкуса»?
О неподдельном авторитете

 

ваш комментарий:


 
имя
e-mail
тема
комментарий
 
 
Поиск статей  
Где:
Ключевое слово:   
 
 
 



СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
» Управляющий торгово-офисного центра класса «А»,
» Car Fleet Budget Analyst,
» Financial and Operations controller,
» Главный бухгалтер в строительную компанию,
» Менеджер по продажам,

МНЕНИЯ
Какая причина способна спровоцировать увольнение сотрудника в первую очередь?
Специфический стиль управления в компании
Отсутствие карьерных перспектив
Низкая зарплата
Отношения в коллективе
Нарушения Трудового кодекса
Работа.ру. Хватит на всех

Рейтинг@Mail.ru
Перепечатка материалов,
опубликованных на сайте газеты
"Элитный персонал", допускается
только с разрешения издателя
и письменного разрешения
издательства.
Сайт газеты "Элитный персонал"
© 2001—2007 ООО «РДВ-медиа-групп»
109004 Москва,
Малый Дровяной пер., 3
тел/факс: (495) 911-75-01
отдел продаж: тел (095) 961-0018
e-mail: info@e-personal.ru карта сайта